Аксиологический компонент в правовых актах, регулирующих гражданскую службу

Аксиологический компонент в правовых актах, регулирующих гражданскую службу

The axiological component in the legal acts regulating the civil service

Ключевые слова: аксиологическое управление; духовность; нравственность; государственная служба; государственный служащий.

Key words: axiological management; spirituality; moral; public service; civil servant.

Автор: Катков Иван Михайлович – Доктор Философии в области Социологии, Ph.D in sociology (Oxford), pseudokote@gmail.com, 8(981)112-09-86.

Author: Katkov Ivan Mikhaylovich – Ph.D in sociology (Oxford) pseudokote@gmail.com, 8 (981)112-09-86.

Аннотация:

В статье изложены основные научные результаты, проведённого автором, социологического исследования (анализ официальных документов): «Компонент аксиологического управления формирования ценностных ориентаций молодых специалистов государственной гражданской службы, в правовых актах Российской Федерации, регулирующих государственную гражданскую службу Российской Федерации».

Целью исследования являлось: установить состоятельность аксиологического компонента, содержащегося в правовых актах, регулирующей духовную область государственной гражданской службы. Гипотеза исследования: государственная гражданская служба – единство правового и социального – гармония двух элементов, которая поддерживается балансом социального в правовом и правого в социальном, и установлением между ними связей непротиворечащих природе каждого из элементов.

Синтезированное автором научное знание может быть применено:1) В ходе формирования высоконравственного кадрового состава государственной службы; 2) При развитии механизмов противодействия коррупции; 3) В процессе совершенствования направлений профессионального развития гражданского служащего; 4) В качестве уточнения принципов служебного поведения государственных служащих; 5) При реализации основных направлений развития гражданской службы, установленных Указом Президента Российской Федерации от 11.08.2016 г. № 403 «Об основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016-2018 годы».

Annotation:

The article describes the main scientific results of the sociological research (analysis of official documents) conducted by the author: « Component of axiological management of formation of value orientations of young specialists in state civil service, in legal acts of the Russian Federation regulating the state civil service of the Russian Federation».

The research pursued the following goal: outline the consistency of the axiological component in the legal acts regulating the spiritual field of the state civil service. Research hypothesis: state civil service is the unity of legal and social areas, harmony between the two elements, which is supported by a balance of social in the legal sphere and by a legal balance in the social sphere, and by setting links between them compliant with the nature of each of the elements.

The scientific knowledge synthesized by the author can be applied: 1) During formation of a highly moral cadre of the civil service; 2) For anti-corruption mechanisms development; 3) In a process of improving the civil servants professional development direction; 4) To clarify the principles of civil servants on-duty behavior; 5) During the implementation of the main directions for the development of the civil service set forth in the Decree of the President of the Russian Federation of 11.08.2016 No. 403 «on the Main Directions for the Development of State Civil Service in the Russian Federation in 2016-2018».

I. Постановка проблемы исследования

Кризисное состояние духовной сферы государственной гражданской службы, рельефно выраженное в коррумпированности государственной службы, духовных образцах низкого уровня, проявляющихся в профессиональных и социальных практиках государственных гражданских служащих – комплекс факторов, формирующих социокультурные реалии при которых проходит модернизация государственной гражданской службы. Ключевые точки дорожной карты модели модернизации закреплены в Указе Президента Российской Федерации от 11 августа 2016, № 403 «Об Основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016-2018 годы».

Государственная гражданская служба – социально-правовой институт, социальная и правовая части которого находятся в сопряжении. Попытки смещения баланса двух взаимосвязанных частей в сторону подчинения одной части другой части приводит к коллизии всего института в целом. Особенно чутко подобные изменения воспринимаются духовной сферой государственной гражданской службы.

Гармоничность гражданской службы – единство и баланс элементов и процессов составляющих её, как социально-правовой институт. Баланс достигается обнаружением социального в правовом и правого в социальном, а так же установлением между ними связей непротиворечащих природе каждого из элементов. Только в таком случаи можно говорить о появлении отправной точки на пути разработки системы противодействия деструктивным факторам, разрушающим духовную сферу государственной гражданской службы.

Таким образом, выделение компонента аксиологического управления в правовых актах, регулирующих духовную сферу государственной гражданской службы, является значимой научной задачей, решение которой позволит вести разработку правовых оснований модернизации и развития государственной гражданской службы в гармонии с её социальным элементом.

II. Теоретико-методологическая основа исследования

Состоит из двух взаимосвязанных частей представляющих различные методы мышления: общелогические и аналитические методы мышления. Раскроем каждую из частей:

1. Общелогические методы познания

Автором в процессе анализа эмпирической базы использовался метод индуктивного познания. Применение метода индуктивного познания позволило получить новые знания на основе выведения из ранее полученных. Таким образом, была передана специфика природы от анализируемого к синтезируемому знанию, и экстраполирована на весь спектр изучаемых предметов, входящих в область научного познания данного исследования.

2. Аналитические методы познания

В современном обществе важным средством оформления, фиксации, сохранения, передачи информации и обмена ею являются документы. Тексты документов представляют, как правило, результат осмысленного и определённого оформления знаний в какой-либо предметной области, их отношения к другим структурам и сферам. Автором используются ряд методов анализа документов, как совокупность методических приёмов и процедур, применяемых для извлечения информации из документальных источников при изучении процессов и явлений в целях решения поставленной исследовательской цели. Методами анализа документов, использованных автором, являются:

a) Анкетный метод реферирования документов. Реализуя данный метод, автор, выделял достаточную метаинформацию о предмете исследования, осваивал содержание первоисточников в объёме необходимом для формирования эмпирической базы содержащий элемент аксиологического управления;

b) Метод алгоритмического избирательного свертывания текстов. Применения данного метода позволило автору выработать алгоритмическую схему реферирования текста, основанную на выделение логически-узловых элементов в исходных текстах первоисточников, их фиксацию, свертывания сопровождающего контекстного наполнения для дальнейшего синтезирования новых императивов с учётом цели и объектно-предметной вертикали исследования;

c) Метод синтеза документов. Данный метод позволил синтезировать новые положения документов и провести их преобразования в логические структуры, применимые для восприятия. Синтез документов – результат реализации в исследовательской практике, автора совокупности процессов преобразования форм и содержания документов с целью их изучения. Извлечения необходимых сведений, а так же их оценки, сопоставления и обобщения.

Цель исследования: установление состоятельности аксиологического компонента выделенного при анализе существующей правовой базы регулирующей духовную область государственной гражданской службы.

Задачами исследования являются:

  • Отбор наиболее значимых правовых актов Российской Федерации в области регулирования духовной сферы государственной гражданской службы;
  • Выделение аксиологического компонента из числа отобранных значимых правовых актов Российской Федерации в области регулирования духовной сферы государственной гражданской службы;
  • Синтезирование новых положений правовых актов или изменения имеющихся положений правовых актов Российской Федерации в области регулирования духовной сферы государственной гражданской службы.

Объект исследования: правовые акты, регулирующие духовную сферу государственной гражданской службы.

Предмет исследования: компонент аксиологического управления в правовых актах, регулирующих духовную сферу государственной гражданской службы.

III. Правовая база исследования: исследованные правовые акты РФ

1. Конституция Российской Федерации

Конституция Российской Федерации – главенствующий нормативный правовой акт Российской Федерации, обладающий высшей юридической силой. Конституция РФ закрепила: основы конституционного строя России, государственное устройство, образование представительных, исполнительных, судебных органов власти и систему местного самоуправления, права и свободы человека и гражданина, а также конституционные поправки и пересмотр Конституции.

Статья 3 – установила, носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации – ее многонациональный народ [1]. Из приведённого положения следует, что народ – единственный источник власти в Российской Федерации. Народ организует социум – социальное государство, социальное – основа государственности, основа и источник её власти, социальное – все организующая основа.

Статья 7 – закрепила социальный элемент устройства государства: Российская Федерация – социальное государство, политика, которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека [1].

Положения, закрепленные в статьях 3 и 7, составляют легитимное основание для рассмотрения значения и влияния социального компонента на равных условиях с правовым компонентом во всех правовых актах Российской Федерации.

2. Федеральные Законы Российской Федерации

2.1 Федеральный Закон от 27 мая 2003 г., № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» – определил только правовые и организационные основы системы государственной службы Российской Федерации [2]. Вопросы этических стандартов нашли лишь отражение в принципах построения и функционирования системы государственной службы, закрепленных в статье 3, а так же в критериях формирования кадрового состава государственной службы, закрепленных в статье 11, которые ориентированы на формирования профессионального кадрового состава, при этом духовные качества, как критерий не учитываются.

Статья 3: «Основные принципы построения и функционирования системы государственной службы» – отразила лишь некоторые вопросы этических стандартов. Компонент аксиологического управления в составе статьи не представлен. Он может быть реализован, закреплением в статье положения о духовно-нравственном развитии государственного служащего. Духовно-нравственное развитие государственного служащего, автором понимается, как: комплекс мероприятий, направленный на формирование благоприятных социокультурных условий в коллективе для формирования в сознании государственных служащих ценности духовно-нравственного развития.

Статья 11:«Формирование кадрового состава государственной службы» – определила критерии формирования кадрового состава государственной службы, которые ориентированы на формирование профессионального кадрового состава, при этом, духовные качества, как критерии не учитываются [2]. Компонент аксиологический управления в статье 11, может быть реализован включением в её состав аксиологических метрик.

В авторской редакции статьи 11 – формирование кадрового состава государственной службы обеспечивается: 1) Развитием профессиональных и духовных качеств государственных служащих; 2) Единой комплексной оценкой результатов профессионально-нравственной деятельности государственных служащих в ходе проведения аттестации или сдачи квалификационного экзамена; 3) Созданием возможностей для должностного (служебного) роста и нравственного развития государственных служащих.

2.2 Федеральный Закон от 27 июля 2004 г., № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»: 1) Определил требования и правила к служебному поведению государственных гражданских служащих – статья 15; 2) Закрепил критерии расторжения служебного контракта с государственным служащим – статья 18; 3) Ввёл элементы, составляющие кадровую работу – статья 37; 4) Задал условия аттестации гражданских служащих – статья 44; 5) Установил принципы и приоритетные направления формирования кадрового состава гражданской службы – статья 48 [3].

Статья 15: «Основные обязанности гражданского служащего» – определила требования и правила к служебному поведению гражданских служащих [3]. Компонент аксиологического управления может быть реализован включением в состав пункта 1 статьи 15 профессионально-нравственных стандартов. В авторской редакции пункта 1 статьи 15 – гражданский служащий в выполнении своих должностных обязанностей должен руководствоваться высокими профессионально-нравственными стандартами, соблюдать этические, моральные нормы и требования профессиональной культуры государственной службы, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Статья 18: «Требования к служебному поведению гражданского служащего» – закрепила требования к служебному поведению государственного служащего, а так же определила некоторые этические нормы [3]. Компонент аксиологического управления, может быть реализован введением в состав статьи системы нравственных фильтров коммуникации государственного служащего с населением, представленных следующими требованиями: 1) Государственной служащий обязан исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном и этическом уровнях; 2) Государственной служащий в обращении с гражданами обязан руководствоваться высокими профессионально-нравственными стандартами, соблюдать этические и моральные нормы, требования профессиональной культуры государственной службы; 3) Государственный служащий должен избегать ситуаций способных нанести ущерб образу государственной службы.

Статья 37: «Расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя» – установила критерии расторжения служебного контракта с государственным служащим [3]. Все приведённые в статьи критерии являются метриками профессиональных качеств государственного служащего и не учитывают их нравственные качества. Компонент аксиологического управления может быть реализован введением в состав статьи элементов регулирования профессионально-нравственной деятельности государственных служащих.

В авторской версии, статья 37 регулирует отношения между нанимателем и служащим. Следуя её содержанию: служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае:

  • Несоответствия профессионально-нравственных качеств личности гражданского служащего нравственным требованиям замещения должностей гражданской службы:
    • Неоднократное или систематическое нарушение этико-профессиональных стандартов общения гражданским служащим, приведших к унижению достоинства личности другого служащего или гражданина;
    • Нанесение публичных оскорблений или принятие, каких либо иных мер, нацеленных на унижение достоинства личности, государственным служащим, замещающим должность руководителя своим подчинённым;
    • Проявление духовно-нравственных образцов низкого уровня в профессионально-нравственных практиках, наносящих ущерб целостности и духовной организации профессиональной культуре государственной службе.

2.3 Федеральный Закон от 25 декабря 2008 г., № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» – закрепил понятие коррупции – статья 1, обозначил основные принципы противодействия коррупции, меры по её профилактике – статья 6, а так же основные направления и меры деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции – статья 7 [4]. Однако, закреплённое понятие коррупции носит общий характер и не отражает сущность феномена, что не позволяет выработать эффективные механизмы противодействия коррупции.

Статья 1: «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе» – закрепила понятие коррупции, однако оно не отражает сущности объекта [4]. Автором приводятся собственные понятия: коррупция и коррупционер, учитывающие социокультурное происхождение феноменов, а так же специфику правового поля.

Коррупция – вид противозаконной деятельности, носящий преступный умысел, нацеленный на личностное обогащение, обогащение третьих лиц, с корыстным использованием вверенного должностного положения и оказанного государственного и социального доверия, приводящий к подрыву социальной и культурной стабильности страны, а так же наносящей ущерб образу и доверию государственной власти в сознании населения.

Коррупционер – человек, занимающий какую-либо административную должность государственной службы, совершающий действия направленные на личностное обогащение, обогащение третьих лиц, способами, противоречащими правовым и этическим нормам морали, наносящие ущерб образу и доверию государственной власти в сознании населения.

Статья 6: «Меры по профилактике коррупции». Автором были уточнены инструменты профилактики коррупции. Основными из них являются: 1) Формирование в обществе и профессиональном содружестве нетерпимости к коррупционному поведению; 2) Предание публичной огласке действий содержащих коррупционный элемент; 3) Формирование высоконравственного корпуса руководителей, морально устойчивых к коррупционным связям.

2.4 Федеральный закон от 29 июля 2017 г., № 275-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «О государственной гражданской службе российской федерации»» – обозначил перенос логический доминанты с образования, как института профессионализации, на развитие, как институт всестороннего совершенствования профессионально-нравственных качеств государственных служащих [5].

Статья 62: «Профессиональное развитие гражданского служащего» – установила основные направления развития гражданского служащего и определила условия, при которых государственный служащий может профессионально развиваться [5]. Однако, само понятие «профессиональное развитие», статьёй не раскрывается.

Автором приводится собственное определение профессионального развития государственного гражданского служащего понимаемого, как: комплекс мероприятий направленный на совершенствование профессионально-нравственных качеств гражданского служащего, повышение уровня его квалификации, совершенствование духовной составляющей, необходимых ему для надлежащего исполнения должностных обязанностей и поддержание высоких нравственных и этических стандартов профессиональной культуры государственной службы.

3. Указы Президента Российской Федерации

3.1 Указ Президента Российской Федерации от 12.08.2002 г., № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» – содержит в себе общие принципы служебного поведения государственных служащих. Однако, при анализе документа, принципов, как основных, исходных положений, обнаружено не было. В документе приводятся некие общие требования к государственным служащим, которым они должны следовать в ходе исполнения своих обязанностей [6]. Отметим, что приведённые требования к служебному поведению государственного служащего, не определяют сущность служебного поведения, а в самом документе не обнаруживается закреплённого определения служебного поведения.

По этой причине, автором приводится собственное определение службы и служебного поведения. Служба: как явление это особая форма проявления духовной деятельности; как процесс это вид духовной деятельности, внутренние аспекты, которого подчиняются духовным силам личности, а внешние аспекты регулируются культурой. По мнению автора, служебное поведение это совокупность процессов внутренней активности субъекта, регулируемой духовными силам личности и внешней активности, регулируемой профессиональной культурой.

Приведём общие принципы служебного поведения государственных служащих с учётом социодуховного и аксиологического компонентов. Государственный служащий в исполнении своего служебного долга обязан руководствоваться такими общими принципами служебного поведения, как:

  • Добросовестное исполнение своих должностных обязанностей, на высоком профессиональном и духовно-нравственном уровнях в целях обеспечения эффективной работы государственного органа и честного служения отечеству;
  • Соблюдение норм служебной и профессиональной этики, защита высоких духовно-нравственных стандартов профессиональной культуры государственной службы;
  • Избегание действий порочащих его звания, честь и образ государственной службы в глазах профессионального содружества, государства, населения.

3.2 Указ Президента Российской Федерации от 11.08.2016 г. № 403 «Об основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016-2018 годы» – определил основные направления развития государственной гражданской службы, такие как: 1) Совершенствование управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации и повышение качества его формирования; 2) Совершенствование системы профессионального развития государственных гражданских служащих Российской Федерации, повышение их профессионализма и компетентности; 3) Повышение престижа гражданской службы; 4) Совершенствование антикоррупционных механизмов в системе гражданской службы [7].

Направление 1 – Совершенствование управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации и повышение качества его формирования [7]. В данном направлении, компонент аксиологического управления может быть реализован во внедрении одной из методик аксиологической оценки личности. Автором предлагается внедрение методике морального интервью – Дилеммы Л. Колберга;

Направление 2 – Совершенствование системы профессионального развития государственных гражданских служащих Российской Федерации, повышение их профессионализма и компетентности [7]. В данном направлении, компонент аксиологического управления, может быть реализован – во введении аксиологической составляющей в систему совершенствования развития государственных гражданских служащих Российской Федерации. В авторской редакции целью направления 2 является: совершенствование системы профессионально-нравственного развития государственных гражданских служащих Российской Федерации, повышение их профессионализма, компетентности и развитие духовно-нравственных качеств;

Направление 3 – Повышение престижа гражданской службы [7]. Работа по повышению престижа государственной гражданской службы может одновременно вестись в двух направлениях. Первое направление – создание благоприятных условий для поступления на государственную гражданскую службу молодых специалистов. Второе направление – создание информационных каналов формирующих позитивный образ государственной гражданской службы;

Направление 4 – Совершенствование антикоррупционных механизмов в системе государственной гражданской службы [7]. В данном направлении, компонент аксиологического управления может быть реализован в следующих мероприятиях: 1) Реализация технологий аксиологической оценки, как при поступлении на государственную гражданскую службу, так и в условиях карьерного движения в вертикальной плоскости; 2) Введение штатных специалистов кадровых служб, обладающих полномочиями независимой оценки любого государственного гражданского служащего в рамках вверенного подразделения; 3) Создание судов чести в системе государственной гражданской службы.


4. Акты федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов

4.1 Методический инструментарий по планированию найма и организации отбора кадров для замещения должностей государственной гражданской службы. Документ отражает вектор развития кадровых технологий привлечения и подбора кандидатов на должности государственной службы. Методический инструментарий закрепил понятия: личностные качества (потенциал), профессиональная адаптация и раскрыл их значение [8].

Личностные качества (потенциал) – индивидуальные особенности личности, включающие в себя: способности, особенности характера, жизненные ценности и установки человека, тип темперамента, мотивацию [8]. Компонент аксиологического управления реализован в определении жизненных ценностей и установок человека, как составных элементов личностных качеств личности, что устанавливает легитимную взаимосвязь между личностными качествами гражданских служащих и профессиональной служебной деятельностью. Это позволяет использовать личностные качества в качестве аксиологической метрики при модернизации системы подбора и отбора кадров.

В определении профессиональной адаптации, закреплённом в методическом инструментарии, компонент аксиологического управления не реализован. Для его реализации необходимо трансформировать определение путём включения в его состав духовной составляющей – нравственности. Таким образом, профессиональная адаптация трансформируется в профессионально-нравственную адаптацию и может быть представлена, как: комплекс мер по сопровождению процесса усваивания нравственных ценностей профессиональной культуры в процессе вторичной профессионализации, впервые назначенными на должность гражданскими служащими.

Привлечение молодых специалистов на государственную гражданскую службу важная и приоритетная задача для кадровых служб. Особое значение при реализации данной задачи приобретает работа с информационными потоками в информационных каналах, в том числе в инфомационно-медийном пространстве сети интернет.

За последние 5 лет особую популярность набрали частные информационные каналы в формате «видеоблогинга», размещённые на ведущем видео хостинге – YouTube.ru. Высокий уровень популярности и доверия к размещённому на YouTube медиаконтенту объясняется: с одной стороны – свободой творческой мысли авторов, создающих медиаконтент, с другой стороны – укоренившемся в сознании населения представлении о политизированности классических СМИ.

Для реализации задачи по привлечение молодых специалистов на государственную гражданскую службу с использованием возможностей медийно-событийного пространства сети интернет, необходимо предпринять комплекс следующих мероприятий: Во-первых, увеличить количество тематической информации на ведущих информационно-социальных площадках сети интернет; Во-вторых, ввести штатных сотрудников ответственных за контент менеджмент; В-третьих, публикуемая информация в информационном пространстве интернет и в официальных источниках СМИ должна состоять в общем идейном векторе и не противоречить друг другу.

Пунктом 5.3 раздела 5 Методологического комплекса установлено, что: в качестве технологии выявление профессиональных качеств кандидата, используется поведенческое интервью, основанное на вопросах, которые ориентированы на приведение кандидатами конкретных примеров, описывающих ситуации, в которых они продемонстрировали требуемое поведение [8].

Применение на практике подобной технологии малоперспективно в силу таких причин, как: Во-первых, данная технология является малоразвитой практикой кадровых служб; Во-вторых, не содержит в своей основе компонента аксиологического управления; В-третьих является кадровой технологией, обладающей высокой трудозатратностью.

Перспективным направлением развития кадровых технологий отбора кандидатов на замещение должностей государственной службы, по мнению автора, является движение в сторону кадровых технологий отбора кандидатов на замещение должностей государственной службы, основанных на метриках морального сознания (анализ профессионально-нравственных качеств) – методики морального интервью. Одной из таких технологий является методика морального интервью – Дилеммы Л. Колберга.

Преимуществами технологии морального интервью перед поведенческим интервью, являются: 1) Гибкость модернизации технологии; 2) Адаптивность составных элементов; 3) Широта распространённости и практикуемости метода; 4) Не требует к себе специфической научно-методологической базы.

4.2 Методический инструментарий по применению наставничества на государственной гражданской службе – закрепил понятие наставничества и раскрыл основные его цели и задачи [9]. Однако, приведённое в документе понятие наставничества имеет общий характер и не раскрывают его сущности. Автором приводится собственное определение наставничества, а так же определяется его цель и задачи, с учётом аксиологического компонента управления.

Наставничество – кадровая технология, состоящая из комплекса социо-психологических методов и инструментов воздействия на личность наставляемого, с целью формирования в его сознании позитивного отношения к существующим профессионально-нравственным ценностным основам функционирования профессиональной культуры и коллектива, а так же закрепления в его сознании ценность воспроизводства образцов опыта наставника.

Введённое, автором, определение наставничества, позволяет раскрыть ряд основных задач наставничества, учитывающих аксиологический компонент управления:

  • Реализация механизма социокультурной адаптации;
  • Интернализация ценностей профессиональной культуры государственной гражданской службы;
  • Формирования профессионально-нравственной системы ценностей;
  • Развитие профессионально-значимых качеств личности.

Профессионально-поведенческие образцы старших коллег, начальства и наставников становятся духовными императивами в духовно-профессиональной деятельности молодых специалистов государственной гражданской службы, становясь в последующем их собственными профессионально-поведенческими стандартами.

Наставничество – один из важнейших институтов профессионализации. Именно, наставничество способно создать благоприятные условия интеграции молодого специалиста в трудовой коллектив. Оно является источников этических норм и правил служебного поведения для молодых специалистов государственных служащих.

Сущность наставничества выражена в формировании у наставляемого понимания важности существующих духовно-нравственных ценностей профессиональной культуры. Наставничество должно задавать нацеленность на сохранения существующих духовно-нравственных ценностей профессиональной культуры, путём воспроизводства их в профессиональных практиках.


IV. Вывод по исследованию

Проведённое социологическое исследования выявило множество слабых мест реализации социальной составляющей гражданской службы в существующих правовых актах, регулирующих духовную сферу государственной гражданской службы. Компонент аксиологического управления в исследованных правовых актах частично представлен в форме не применимой к его реализации в существующих социокультурных условиях.

Вместе с тем, в исследованных правовых актах содержится множество значимых правовых оснований, развитие которых в социодуховном ключе может способствовать качественному изменению баланса правового и социального в сторону гармонизации двух составных элементов государственной гражданской службы. Основа соинтеграции правового и социального элементов государственной гражданской службы, а так же основания для рассмотрения значения и влияния социального компонента на равных условиях с правовым компонентом во всех правовых актах Российской Федерации содержатся в статьях 3 и 7 Конституции РФ.

Федеральные законы РФ: № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», № 275-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «О государственной гражданской службе российской федерации»». Реализация компонента аксиологического управления в изученных федеральных законах возможна при реализации следующего:

  • Закрепление в статье 3 № 58-ФЗ положения о духовно-нравственном развитии государственного служащего;
  • Введение в состав статьи 11 № 58-ФЗ разработанных автором критериев формирования кадрового состава гражданской службы;
  • Включение в состав пункта 1 статьи 15 № 79-ФЗ профессионально-нравственных стандартов поведения гражданских служащих;
  • Введение в состав статьи 18 № 79-ФЗ системы нравственных фильтров коммуникации государственного служащего с населением;
  • Введение в состав статьи 37 № 79-ФЗ элементов регулирования профессионально-нравственной деятельности государственных служащих;
  • Закрепление в составе статьи 1 № 273-ФЗ авторских понятий: коррупция и коррупционер, учитывающие социокультурное происхождение феноменов, а так же специфику правового поля;
  • Внесение в состав статьи 6 № 273-ФЗ уточнённых автором инструментов профилактики коррупции;
  • Внесение в состав статьи 62 № 275-ФЗ уточнённого авторского определения профессионального развития государственного гражданского служащего.

Указы Президента Российской Федерации: № 885 от 12.08.2002 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» и № 403 от 11.08.2016 «Об основных направлениях развития государственной гражданской службы российской федерации на 2016-2018 годы». Реализация компонента аксиологического управления в изученных указах Президента Российской Федерации возможна при реализации следующего:

  • Закрепление в Указе Президента РФ от 12.08.2002, № 885 общих принципов служебного поведения государственных служащих, разработанных автором с учётом социодуховного и аксиологического компонентов;
  • Введение в состав Указа Президента РФ от 12.08.2002, № 885 методики аксиологической оценки личности – Дилеммы Л. Колберга, как одного из направлений по совершенствованию управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации и повышению качества его формирования;
  • Уточнение цели направления 2, закреплённого Указом Президента РФ от 12.08.2002, № 885. В авторской редакции целью направления 2 является: совершенствование системы профессионально-нравственного развития государственных гражданских служащих Российской Федерации, повышение их профессионализма, компетентности и развитие духовно-нравственных качеств;
  • Введение в состав Указа Президента РФ от 12.08.2002, № 885 положения о разработке мероприятий по повышению престижа гражданской службы, предложенных автором;
  • Введение в состав Указа Президента РФ от 12.08.2002, № 885 положения о реализации направлений по совершенствованию антикоррупционных механизмов в системе гражданской службы, разработанных автором.

Акты федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов: Методический инструментарий по планированию найма и организации отбора кадров для замещения должностей государственной гражданской службы, Методический инструментарий по применению наставничества на государственной гражданской службе. Реализация компонента аксиологического управления в изученных актах федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов возможна при реализации следующего:

  • Закрепление, разработанных автором, понятий: профессионально-нравственная адаптация и Профессионально-нравственные ценности в Методическом инструментарии по планированию найма и организации отбора кадров для замещения должностей государственной гражданской службы;
  • Введение в состав Методического инструментария по применению наставничества на государственной гражданской службе технологии аксиологического анализа личности, представленной методикой морального интервью – Дилеммы Л. Колберга;
  • Закрепление в методическом инструментарии по применению наставничества на государственной гражданской службе разработанного автором понятия – наставничество.

Государственная гражданская служба за свою историю претерпела множество реформ, и попыток модернизации. Не все из них нашли себя успешными в отражении времени. Исторический опыт показал, что реформирование государственных институтов не может двигаться только по пути административно-бюрократической реформы в отрыве от духовной составляющей. Нарушение баланса между двумя составными частями одного единства приводит к распаду всей системы. Модернизация и развитие государственной гражданской службы, как единство духовного и административного, представляется основным положением разработки моделей реформирования государственной службы.

Литература

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 04.08.2014. – № 9. – Ст. 851.
  2. Федеральный Закон от 27.05.2003, № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 02.06.2003. – №22. – Ст. 2063.
  3. Федеральный закон от 27.07.2004, №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 02.08.2004. – №31. – Ст. 3215.
  4. Федеральный Закон от 25.12.2008, № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства РФ. – 29.12.2008. – №52. – Ст. 6228.
  5. Федеральный закон от 29.07.2017, № 275-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «О государственной гражданской службе российской федерации»» // Собрание законодательства РФ. – 31.07.2017. – № 31. – Ст. 4824.
  6. Указ Президента Российской Федерации от 12.08.2002, № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» // Собрание законодательства РФ. – 19.08.2002. – № 33. – Ст. 3196.
  7. Указ Президента Российской Федерации от 11.08.2016 г. № 403 «Об основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016-2018 годы» // Собрание законодательства РФ. – 15.08.2016. – № 33. – Ст. 5164.
  8. Методический инструментарий по планированию найма и организации отбора кадров для замещения должностей государственной гражданской службы. // Минтруд России URL: http://rosmintrud.ru/labour/public-service/115 (дата обращения: 04.12.2017).
  9. Методический инструментарий по применению наставничества на государственной гражданской службе // Минтруд России URL: http://rosmintrud.ru/ministry/programms/gossluzhba/16/7 (дата обращения: 04.12.2017).