Феноменологическая социология

Феноменологическая социология

Свое начало она берет от философской концепции немецкого ученого Э. Гуссерля (1859—1938). На основе данной теории возникла социология обыденного сознания, обоснованная в трудах австрийского философа и социолога А. Шюца (1899—1959). В центре внимания сторонников феноменологического подхода оказывается не мир в целом, как у позитивистов, а человек в его специфическом измерении. Социальная реальность, по их мнению, не есть некоторая объективная данность, которая находится изначально вне субъекта и только потом посредством социализации, воспитания и образования становится его составляющей.

У феноменологов социальная реальность конструируется посредством образов и понятий, выражаемых в коммуникации. Социальные события согласно их представлениям лишь кажутся объективными, тогда как в действительности они предстают как мнения индивидов об этих событиях. Поскольку же именно мнения образуют социальный мир, постольку понятие «значение» оказывается в центре внимания этой школы. В рамках феноменологической концепции сложились две крупные школы — социология знания и этнометодология (последний термин сконструирован по аналогии с этнографическим термином «этнонаука» — зачаточные знания в примитивных обществах).

Социология знания представлена К. Маннгеймом (1893—1947), который обращал основное внимание на изучение тех структур, в которых так или иначе присутствуют взаимосвязи мышления и общества Именно с этих позиций он подходил к трактовке идеологии, истины, роли интеллектуальной жизни в обществе. Эти идеи были развиты П. Бергером (р. 1929) и Т. Лукманом (р. 1927), которые стремились обосновать необходимость «узаконения» символических универсалий общества, ибо внутренняя нестабильность человеческого организма требует «создания самим человеком устойчивой жизненной среды».

Американский социолог Г. Гарфинкель (р. 1917), будучи одним из самых ярких и последовательных представителей этнометодологии, сформулировал ее программное положение: «Черты рациональности поведения должны быть выявлены в самом поведении». В соответствии с этим основная задача социологии — выявление рациональности обыденной жизни, которая противопоставляется научной рациональности.


Основная литература

Волков Ю.Г. и др. Социология. М., 2003. С. 13-32.
Кравченко С А. Социология. М., 2001.
Култыгин В.П. Классическая социология. М.: Наука, 2000.
Кукушкина Е.И. История русской социологии. М., 2009.
Тощенко Ж.Т. Социология. М., 2005. Гл. 1. С. 9-31.

Дополнительная литература

Валлерстайн И. Социальное изменение вечно? Ничто никогда не изменяется // СОЦИС. 1997. № 1. Вебер М. Избр. соч. М., 1990.
Гидденс Э. Социология. М., 1999.
Монсон П. Лодка на аллеях парка: Введение в социологию. М., 1995. Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1997.
Смелсер Н. Социология. М., 1994.
Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
Осипов Г.В. Социология. М., 2008.
Турен А. Возвращение человека действующего. Очерки социологии. М., 1998.
Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996. Общая социология / Под ред. проф. А.Г. Эфендиева. М., 2000.


Оригинальный источник материалов:
Тезаурус социологии: темат. слов.-справ. / под ред. Ж.Т. Тощенко.
– М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. -487 с. – (Серия «Cogito ergo sum»).
ISBN 978-5-238-01638-2