Социология как наука

Социология как наука

Самое общее определение социологии — наука об обществе. Само слово «социология» состоит из греческого и латинского слов (лат. socio — общество, грен, logos — слово, наука). Среди научно-популярных объяснений примечательно объяснение шведского социолога П. Монсона, который сравнивает социологию с «лодкой на аллеях парка», предполагая сложный путь познания жизни и поведения людей.

Американо-австрийский социолог П. Бергер, придавая значение роли социологии в проникновении в неизвестное, сравнивал социолога с разведчиком. На наш взгляд, его лучше сравнить с социальным врачом, который проводит анализ и диагностику состояния общественных процессов и на этой основе делает выводы, а если необходимо и предложения, как поступать в сложившейся ситуации. Если говорить о научном содержании социологии как науки, то предстоит ответить на исходные, основополагающие вопросы — как и какие задачи она и ее научные направления ставят перед собой.

Если исходить из определения социологии как «организованного знания» (Г. Спенсер), то при всем многообразии подходов в трактовке ее содержания, все они направлены на получение следующих ответов. Во-первых, это — история науки, нацеленная на получение ответа: как и когда она возникла. Этому отвечает анализ генезиса идей социологии и этапов ее развития, которые оформились в самостоятельную науку в середине XIX в.

Кроме того, социология призвана вскрыть причинно-следственные связи — почему, по какой причине и вследствие чего возникла эта наука. Социология отражает новый качественный этап в истории социальной мысли, когда общество предстало в человеческом измерении, когда не просто люди; а каждый человек становится субъектом исторического процесса, а начало этому положили великие буржуазные революции XVII— XVIII вв.

Именно с этого периода начинается новое осмысление роли человека, всех без исключения людей во всех ипостасях их сознания и поведения и пре­ вращение их в активных участников экономических, социальных, политических и культурных изменений. Этот процесс активизации созидательных сил всех людей и каждого человека происходил постепенно, с трудом, со срывами и отступлениями, но несомненно, что человеческое измерение общества пробивало себе путь, что нашло отражение в постоянном научном поиске.

Конечно, появление социологии в процессе развития социальной мысли не могло начаться вдруг, с открытого листа — предпосылки иного подхода к человеку и обществу созревали исподволь: ее зачатки можно вести с тех пор, когда человечество начали волновать вопросы рационального и справедливого строительства общественной и политической жизни. Однако это не означает, что надо исчислять социологическое знание, начиная с Древней Греции и даже Древнего Китая.

Во-вторых, это теоретические вопросы, которые призваны дать ответ на вопрос, что представляют собой объект и предмет науки, ее понятийный аппарат, уровни и структура социологического знания. Эти гносеологические вопросы призваны дать ответ на вопрос, что собой представляет изучаемое явление или процесс, как развивалось и совершенствовалось знание. Специфика социологии проявляется в том, что она как наука призвана оперировать не умозрительными схемами, а реальными проявлениями жизни.

Социология стремится получить ответ на вопрос: какова социальная реальность в непосредственном личностном и групповом восприятии, в каком виде она существует, а также какие новые возможности представляет изучение тех или иных проблем при помощи социологического знания. Это особенно важно, когда мы определяем для себя объект и предмет исследования конкретного изучаемого объекта и соответствующего ему предмета. Это требование, прежде всего, находит отражение в анализе состояния общественного сознания, различных форм и видов деятельности, возможностей их проявления в конкретно-исторических условиях. Иначе говоря, социология изучает сознание и поведение людей, социальных общностей и групп, которые (сознание и поведение) приобретают социальные характеристики, имеют общественное значение, образуют устойчивые социальные процессы и явления.

В-третьих, социология — это и методология, т.е. такой уровень научного знания, который выражен на языке, позволяющем оперировать информацией посредством соответствующих индикаторов и показателей. Применение этих конкретных «носителей» позволяет вдохнуть жизнь во многие понятия, которые в философии или политологии не требуют такой детализации и конкретизации. Методология дает возможность разрабатывать и применять социологические методы познания социальной реальности. И не только потому, что она этим серьезно отличается от других наук, а потому, что она предполагает использование статистико-математического аппарата, многообразных специфических (в том числе и качественных) способов познания.

Строго говоря, социология имеет дело не с самой реальностью, а с восприятием этой реальности человеком, социальными группами, общностями и слоями. Для этого она выработала конкретные приемы и инструменты, с по­ мощью которых производится съем (сбор) информации с последующими ее анализом и интерпретацией. А с чего начинается человек в своем социальном обличье? С сознания, со способности познавать мир, оценивать его с личных и общественных позиций, осмысливать, исходя из определенных ценностей, окружающую действительность и на этой основе строить поведение, учитывая влияние как макросреды (всех общественных отношений), так и мезо- и микросреды (опосредованное и непосредственное окружение). Исходя из этого, с точки зрения методики сознание может быть представлено через такие компоненты, как знание, мнение, потребности, мотивы, интересы, ценностные ориентации, установки, настроение и т.д.

В-четвёртых, социология как наука отвечает на вопросы, связанные с ее функциями — чему и кому она служит, каково ее предназначение и роль в реализации общественных и в первую очередь социальных отношений, а так­ же всего комплекса проблем социального развития.

В-пятых, это аксиологические вопросы, нацеленные на получение ответа зачем, с какой целью социология сконструирована (создана). Важность ответа на этот вопрос отражает изучение реальной включенности людей в реально существующие отношения, их оценку и отношение не только к глобальным проблемам бытия, но и к окружающей людей повседневности и к «мелким проблемам» их бытия.

В-шестых, социология причастна к решению управленческих задач: как направлять, регулировать или совершенствовать те или иные социальные процессы. В этом качестве социолог выполняет функции консультанта, советчика или представителя подготовки управленческого решения. Более того, с помощью социологии реализуется обратная связь — она позволяет выяснить, насколько эффективны и результативны управленческие решения.

И наконец, социология решает некоторые семантические задачи, показывая традиции или инновации в трактовке тех или иных понятий (терминов). Многие слова, используемые социологией, серьезно изменили свой первоначальный смысл и приобрели другое значение. Так, слово «стимулирование», активно применяемое в экономической социологии и социологии труда, происходит от латинского слова «стимул», что в свое время означало острый кий, которым погоняли быков в упряжке. Таких примеров можно привести много, и это, несомненно, представляет большой интерес, в частности для социолингвистики.

Обзор характеристик содержания социологии как науки позволяет утверждать, что все они, не зависимо от того, какие исследовательские концепции они представляют, отражают поисковые и поставленные жизнью позиции. Причем в социологии все большое и большее распространение получает антропоцентрический подход, который ставит во главу угла изучение социальной сущности человека и социальных конструкций, которые он образует, им создаются и в которых он действует (социальные группы, социальные общности, социальные институты и социальные организации). В таком случае социология предстает как исследование органического единства общественного сознания, поведения (деятельности) и окружающей среды, что позволяет четко определить понятийный аппарат, который является исходной базой для следующей ступени обобщения и теоретического и эмпирического уровня познания социальной реальности.

Таким образом, социология — это наука не об обществе вообще (общество изучают и социальная философия, и история, и политология, экономические и юридические науки, культурология), а об обществе в его социально-человеческом обличье. Не только общество для человека, а человек в обществе — вот что составляет суть социологии (П. Бергер). Именно убежденность в том, что в основе социологического знания лежит реальный анализ сознания и поведения людей и их зависимости от объективных условий и образуют ту научную парадигму, которая называется социологией жизни.


Основная литература

Лапин Н.И. Общая социология. М., 2006.
Осипов Г. В. Социология // Социологическая энциклопедия. Т.2. М., 2003. С. 497-498.
Тощенко Ж.Т. Социология. Учебник. М., 2005. С. 6-9. Тощенко Ж. Т. Социология жизни // Социологическая энциклопедия. Т. 2. М., 2003. С. 522-524.

Дополнительная литература

Бауман 3. Мыслить социологически. М., 1996.
Бергер Я., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995.
Бурдьё П. Начала. М., 1994. Волков ЮГ. Социология. М., 2006.
Дмитриев А.В. Общая социология. М., 2001.
Кравченко А. И. Социология. М., 2001. С. 23-32. Миллс Ч.Р. Социологическое воображение. М., 2001 .
Монсон П. Лодка на аллеях парка. Введение в социологию. М., 1995. Осипов Г.В. Социология. М., 2008.


Оригинальный источник материалов:
Тезаурус социологии: темат. слов.-справ. / под ред. Ж.Т. Тощенко.
– М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. -487 с. – (Серия «Cogito ergo sum»).
ISBN 978-5-238-01638-2